У Люси есть 3 разных вагончика: синий, красный и жёлтый. Сколькими способами она может составить паровозик из трёх вагончиков?
Выберем какой-то один вагончик (например, жёлтый), и поставим его первым.
Тогда вторым может быть красный вагончик, а третьим – синий:
А ещё вторым может быть синий вагончик, а третьим – красный:
Так мы перебрали все способы размещения вагончиков, при условии, что первый – жёлтый. Их два.
А теперь выберем другой вагончик (например, красный) и поставим его на первое место:
В этом случае вторым может стать синий вагончик, тогда третьим – желтый:
И наоборот: вторым станет жёлтый вагончик, тогда третьим – синий:
При размещении на первом месте красного вагончика также получаем два варианта поезда.
Нетрудно догадаться, что при размещении на первом месте синего вагончика вариантов тоже будет два:
Всего получилось 2 + 2 + 2 = 6 вариантов раскраски поезда! Значит, Люся может составить поезд из трёх вагончиков шестью способами.
Теперь, когда мы изобразили все варианты поезда, давайте сделаем вывод! Можно было перебрать количество способов для одного вагончика (например, желтого) на первом месте, а затем умножить полученное число на все количество вагончиков, которые мы можем поставить на первое место
2 способа x 3 (жёлтый, красный, синий) = 6 способов.
Также в задачах иногда просят перечислить возможные варианты, что теперь не составит труда сделать:
желтый – красный – синий, жёлтый – синий – красный,
красный – синий – желтый, красный – жёлтый – синий,
синий – жёлтый – красный, синий – красный – жёлтый.
Эту задачу можно решить при помощи умножения. У нас есть три «места» для вагончиков. На первое место три варианта поставить вагон – жёлтый, красный или синий. Тогда на второе место остается два варианта (так как один мы уже использовали на первом месте). А на третье место остается только один вариант - последний оставшийся вагончик.
Получается: 3 x 2 x 1 = 6 способов!
Этот метод мы подробно разберем в следующих уроках